Металлоискатель

Металлодетекторы — описания, отзывы и советы

Универсальное зарядное устройство для аккумуляторов

Как у всякого самодельщика, у меня имеется много всяких аккумуляторов, нужных и нет, используемых и не особо.. разных типов, разных емкостей, разной степени сохранности. Иной раз они «идут в дело» и обычно сразу появляется необходимость в отдельном зарядном устройстве именно для этого аккумулятора или батареи. Может быть — сетевая, может быть — автомобильная обычная (12В), а может и для бортсети грузовиков (от 24В) — не угадаешь, что в голову придет или «заказчик» попросит соорудить. Для себя все просто: есть лабораторный БП, которым при понимании можно любой аккумулятор зарядить правильно. Есть и пара-тройка «умных» зарядников, чтобы не отвлекать нужный лабораторник на всякую ерунду. А вот что-то простое, надежное как «калаш», с индикацией окончания заряда и чтобы для любых аккумуляторов подходило и собиралось из хлама, пылящегося в тумбочке? Я с ходу не нашел даже во всезнающем Гугле. То — микросхема особая, то — защиты от КЗ нет, то — вроде бы все нормально, но нет индикации заряда или его окончания.. и так далее. Для лития еще желтопузые друзья делают копеечные платки, но в том же металлоискателе лично мне предпочтительней никель и кадмий, они на холоде емкость не теряют почти, а литий «дохнет» быстро, не для холода он. В общем, в очередной раз промаявшись выбором схемы зарядного устройства без удовлетвотительного результата, решил заморочиться сам.

Как настоящий изобретатель, сначала долго шарил по инету и складывал в кучку разные интересные схемы. Потом понял, что надо четко сформулировать свои же хотелки, список окончательный. Итак, предполагаемое зарядное устройство должно и обязано:

  1. Быть простым и собираться из распространенных компонентов, доступных везде.
  2. Иметь возможность настраиваться или подгоняться аппаратно под все мыслимые «банки» и батареи из них, то есть нужна регулировка выходного напряжения в довольно широком диапазоне, от 3В (пара севших никелевых «банок») до 20В (четыре заряженные литиевые «банки»).
  3. Обеспечивать двухступенчатый заряд, как наиболее универсальный алгоритм для любого типа аккумуляторов: сначала стабильным током до достижения максимального напряжения для этого аккумулятора (при достижении максимального напряжения исправный аккумулятор любого типа заряжен на величину в районе 80% от максимальной емкости, плюс-минус лапоть. Второй этап — поддерживать это достигнутое напряжение и контролировать ток заряда. При снижении тока заряда условно в 5..10 раз от величины на первом этапе — надежно сигнализировать об этом примечательном событии.
  4. Не требовать сложной, кропотливой или дорогостоящей настройки или калибровки.
  5. Обеспечивать четкую и быструю защиту от КЗ по выходу, даже длительного.
  6. Иметь приличный КПД, то есть греться должен только силовой элемент, без всяких огромных резисторов.
  7. Быть линейным. Импульсные зарядные устройства значительно капризней, особенно в настройке, не говоря уже о требуемых от изготовителя навыках и знаниях.
  8. Иметь высокую повторяемость и нетребовательность к точности номиналов компонентов.
  9. Быть непривередливым к качеству входного напряжения, то есть индифферентно относиться к разного рода пульсациям, нестабильностям, шумам и т. п.


© 2015-2018. Полная или частичная перепечатка разрешена только при наличии активной гиперссылки на metallo-iskatel.ru